Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Главное меню

Поиск



«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен»

Расул Гамзатов.

Современные мамы просто не знают колыбельных песен и уж тем более не догадываются об их значении. Многие с первых дней жизни приучают младенцев засыпать под звуки телевизора или радиоприемника. Некоторые мамы и папы, слишком рано обзаведясь первенцем и не желая стать «людьми, потерянными для общества», продолжают регулярно устраивать вечеринки с музыкой и танцами. «Ну и что в этом такого, если ребенок прекрасно спит под песни группы «Ленинград»? А колыбельные — это что-то архаичное и вовсе нам не нужное…» Утверждение, будто ребенок «прекрасно» засыпает под звуки рок-музыки или «попсы», отчасти может соответствовать действительности. Только относительно того, что ребенок засыпает, мама заблуждается. Он впадает в состояние измененного сознания, говоря молодежным сленгом, «вырубается». Потому что, когда мы слышим очень громкие звуки, происходит существенное торможение деятельности коры головного мозга и растормаживание подкорковых центров. Это состояние сродни опьянению.

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает  младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.

У многих народов существовал обычай:  при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней. Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты. Интересный факт:  проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная. Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

•  заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;

•  знахарский заговор на здоровье, если он болен;

•  заговор-оберег от чужого вредного воздействия.


Современные  колыбельные  песни  утратили  магические  элементы и приобрели  характер доброго напутствия-пожелания  на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье. «Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица.

Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».

Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.

Посредством  баюшек  мать  прививала  крохе  ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру.  А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать,

Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:  «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Слушая  мамины  баюшки, ребенок  учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.И еще: отсутствие музыкальных способностей — не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях, подчеркивает Виталий Леутин: «Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют».

Присоединяясь  к советам специалистов и психологов можно сделать следующий вывод:


Творите Вашего ребенка,  как  творят   волшебники и маги.


Пойте  ему колыбельные   песни,  наполненные  любовью  и нежностью.


Они обязательно  помогут  малышам  стать  сильными,  умными, красивыми  и  удачливыми.



Примерные колыбельные  для Ваших  детей:

***

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай: "Баю-бай!"

***

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит...

Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни! Усни!

***

В огороде спит жучок.

И котенок рядом с кошкой.

Спит за печкою в лукошке.

***

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.


Консультацию подготовила:

музыкальный руководитель Гафарова Римма Минигалеевна